Доступная среда
Инфраструктура, приспособленная для занятий инвалидов и лиц с ограниченными возможностями (ОВЗ)
Специально оборудованные учебные кабинеты
Для обеспечения полноценного образовательного процесса, в том числе, для обучения инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, дошкольное образовательное учреждение оснащено 8 групповыми помещениями, которые включают в себя: помещения группы, спальную комнату, приемную, туалетную комнату, буфетную и отвечают требованиям СанПиН 2.4.3648-20 . Развивающая предметно-пространственная образовательная и игровая среда дошкольного образовательного учреждения предполагает развитие широкого круга детских интересов и форм деятельности, каждый предмет несет определенные сведения об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта. Педагоги стараются сделать её мобильной и динамичной, учитывая «зону ближайшего развития», возрастные, индивидуальные особенности и потребности обучающихся.
В группах детского сада созданы условия для разностороннего развития обучающихся и реализации основных видов детской деятельности, оборудованы и функционируют кабинеты и залы для организации образовательного процесса: физкультурно-музыкальный зал, кабинеты учителя-логопеда, педагога-психолога, учителя-дефектолога, сенсорная комната, лего-студия « ROBIK», Центр квилинга. Территория детского сада имеет ограждение. На территории оборудованы спортивная площадка, прогулочные участки с теневыми навесами, малые игровые формы, разбиты клумбы. Имеются зеленые насаждения.
Развивающая предметно-пространственная среда
Групповые комнаты Сюжетно – ролевые игры Самообслуживание Трудовая деятельность Самостоятельная творческая деятельность Ознакомление с природой, труд в природе |
Детская мебель для практической деятельности Центр книги Центр для изобразительной детской деятельности Игровая мебель. Атрибуты для сюжетно – ролевых игр: «Семья», «Магазин», «Парикмахерская», «Больница», «Ателье», «Библиотека», «Школа» Центр природы Конструкторский центр Головоломки, мозаики, пазлы, настольно – печатные игры, лото Развивающие игры по математике, логике Различные виды театров |
Спальное помещение Дневной сон Гимнастика после сна |
Спальная мебель Физкультурное оборудование для гимнастики после сна: ребристая дорожка, массажные коврики и мячи, резиновые кольца и кубики |
Приёмная комната Информационно – просветительная работа с родителями |
Информационный уголок Выставки детского творчества Наглядно – информационный материал для родителей |
Методический кабинет Осуществление методической помощи педагогам Организация консультаций, семинаров, педагогических советов Дидактические и методические материалы для организации работы с детьми по различным направлениям развития |
Библиотека педагогической и методической литературы Библиотека периодических изданий Материалы из опыта работы педагогов Материалы консультаций, семинаров, семинаров – практикумов Демонстрационный, раздаточный материал для занятий с детьми Иллюстрированный материал |
Кабинет учителя-логопеда Занятия по коррекции речи Консультативная работа с родителями по коррекции речи детей |
Ноутбук с программным обеспечением для логопедических занятий Большое настенное зеркало Логопедические столы, стулья для логопеда и детей Шкаф для методической литературы, пособий Индивидуальные зеркала для детей и т.д. |
Кабинет педагога-психолога Психолого-педагогическая диагностика Коррекционная работа с детьми Индивидуальные консультации |
Стимулирующий материал для психолого-педагогического обследования детей Игровой материал Развивающие игры |
Кабинет учителя-дефектолога |
Стимулирующий материал для психолого-педагогического обследования детей Игровой материал Развивающие игры |
Физкультурно-музыкальный зал, кабинет музыкального руководителя Занятия по музыкальному развитию Индивидуальные занятия Тематические досуги Развлечения Театральные представления Праздники и утренники Родительские собрания и прочие мероприятия для родителей |
Библиотека методической литературы, сборники нот Шкаф для используемых пособий, игрушек, атрибутов и прочего материала Интерактивная доска Музыкальный центр Электронное пианино Разнообразные музыкальные инструменты для детей Подборка дисков с музыкальными произведениями Микрофоны Различные виды театров Ширма для кукольного театра Спортивное оборудование для прыжков, метания, лазания, подлезания Мини-батут |
Физкультурно-музыкальный зал, кабинет музыкального руководителя Физкультурные занятия Спортивные досуги Развлечения, праздники Консультативная работа с родителями и воспитателями |
Шведская стенка Гимнастические мячи; маты, обручи, скакалки; Инвентарь для спортивных игр; Магнитофон, |
Медицинский кабинет |
Столы, кушетка, Шкаф для хранения медикаментов, Холодильник для хранения вакцин, Столики для хранения стерильного материала, Шкаф для оказания первой помощи |
Учебно-методическая оснащенность детского сада позволяет педагогам успешно реализовать основную образовательную программу дошкольного образования и адаптированную образовательные программы. Детский сад располагает учебно-методической литературой для реализации основной образовательной программы дошкольного образования и адаптированных образовательных программ. В достаточном количестве демонстрационный, раздаточный, дидактический материал, оборудование по всем направлениям работы с детьми.
Наличие современного информационно-технического оборудования
№ |
Наименование |
количество |
1. |
Магнитофон |
4 |
2. |
Музыкальный центр |
2 |
3. |
Компьютер |
4 |
4. |
МФУ |
9 |
5. |
Ламинатор |
1 |
6. |
Брошюратор |
2 |
7. |
Ноутбук |
18 |
8. |
Телевизор |
3 |
9. |
Интерактивная доска |
1 |
10. |
Проектор |
3 |
Объекты для проведения практических занятий
Создание условий для реализации АОП в комбинированных группах
Вид нарушений |
Дидактические игры, пособия |
Литература |
ТНР |
«Су – Джок»- массажер для пальцев рук |
О.Б Иншакова «Альбом для логопеда» |
Д/и «Дополни картинку» |
О.И.Лазаренко «Артикуляционно – пальчиковая гимнастика» комплекс упражнений |
|
Настольно – печатные игры: «Ребусы», «Фигуры» |
Серия «Логопедические тетради» |
|
Д/и «Домик – настроение» игра - занятие |
«Чистоговорки» |
|
Д/и «Что лишнее?» |
О.Емельянова «Расскажи сказку» |
|
«Шнуровки», конструктор «Мозайка», «Лабиринт» - пособия на развитие мелкой моторики |
Н.Г.Метельская «100 физкультминуток на логопедических занятиях» |
|
Настольный пальчиковый театр «Колобок», «Теремок» |
О.К. Разумовская «Знай и умей» игры для детей 3-7 лет |
|
Д/и «Мои первые цифры» |
Т.А.Шорыгина «Какие месяцы в году?» |
|
Пособие «Развиваем речь» |
||
Настольно – печатные игры: Цепочка слов» |
||
«Что изменилось?» |
||
«Отвечай быстро» |
||
«Кто в домике живет?» |
||
«Рассели слова» |
||
«Найди место звука в слове» |
||
«Путаница» |
||
Дидактические игры: «Кто быстрее соберет вещи» |
||
«Будь внимательным» |
||
«Где чей дом» «Составь рассказ по картинкам» |
||
«Что есть что?» |
||
«Ассоциации: Найди пару» |
||
«Расскажи сказку» |
||
«Ладошки на стене» |
||
ЗПР |
Д/и «Найди заплатку» |
А.М. Круглова «Простые упражнения для развития логического мышления» |
Лото «Классификация предметов» |
О.К. Разумовская «Знай и умей» игры для детей 3-7 лет |
|
Настольно – печатные игры: «Логика», «Учись играя», |
Т.А.Шорыгина «Какие месяцы в году?» |
|
«Геоконт» |
Т.А.Шорыгина «Профессии.Какие они?» |
|
Д/и «Чего не хватает» |
||
Пособие «Счет до 10» |
||
«Лабиринт» - пособие на развитие мелкой моторики |
||
«Геометрическая пирамида» |
||
Пособие «Часть и целое» |
||
Настольные игры: «Считалочка» «Последовательность» «Учим фигуры» «Разрезные картинки» «Белый лист» «Цветные домики» «Найди тень предмета» «Логические карточки» «Развиваем мышление» «Угадай, чья тень» «Учимся думать» «Развиваем внимание» «Найди одинаковые» «Карточки для развития логического мышления» |
||
УО |
«Покорми Колобка» |
|
«Разложи по цвету» |
||
«Найди тень предмета» |
||
«Составь узор» |
||
«Дорисуй недостающие части» |
||
«Парные картинки» |
||
«Цветные домики» |
||
«Знакомство с овощами» |
||
«Цвет, форма» |
||
«Покорми животных» |
||
«Семейство Петушка: посчитай» |
||
«Давайте поиграем: математические игры» |
||
«Развитие логического мышления» |
Перечень средств обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ учителя-логопеда
Дети с ОВЗ |
Дидактические пособия |
Технологии |
Методическая литература |
I уровнь ОНР (Общее Недоразвитие речи) II уровнь ОНР III уровнь ОНР IY уровнь ОНР ФФНР (Фонетико- фонетическое нарушение речи) |
- Игра «Сложи слово» - Развивающая игра «Читаем и составляем слова» - Развивающая игра «Чей малыш?» - Развивающая игра «Найди маму» из серии Умные пальчики - Развивающая игра « Противоположности» из серии Умные пальчики - Развивающая игра « Животные» из серии Умные пальчики - Развивающая игра «Как растут слова» из серии Умные пальчики - Развивающая игра «Ассоциации» из серии Умные пальчики - Развивающая игра «Что к чему» - Демонстрационный материал « Веселая азбука» - Настольная игра из серии « Читаем вместе» - « Звуки» - Мини-игра «круглый год» - Мини-игра « Овощи, фрукты» - Мини-игра « Ассоциации» - Мини-игра «Мини-игра «Магазин» - Игра деревянная Сказки «Маша и медведь» - Игра – шнуровка «Красная шапочка» - Игра – шнуровка « Золотая рыбка» - Развивающая деревянная игра «Кв олобок» И.- Развивающая деревянная игра «Лиса и журавль» - Развивающая деревянная игра «Репка» - Развивающая деревянная игра-шнуровка « Обувь» - Игра – трафареты «Фрукты и ягоды» - Игра – трафареты «Птицы» - Игра – трафареты «Наряди мальчика» - Игра – трафареты - «Наряди девочку» - Доска магнитная маленькая - Логопедическое лото «Говори правильно РЬ» - Развивающая игра « Профессии» - Игра «Развиваем внимание» из серии «Забавы в картинках» - Игра-лото - «Загадочные животные» из серии «Забавы в картинках» - Игра «Деревенский дворик» из серии «Забавы в картинках» - Игра «Кто как устроен » из серии «Забавы в картинках» - Игра «Большие и маленькие» из серии «Забавы в картинках» - Игра «Развиваем речь» из серии «Забавы в картинках» - Логопедическое лото из серии «Забавы в картинках» - Игра «Назови одним словом» из серии «Забавы в картинках» - Игра «Прочитай по первым буквам» из серии «Забавы в картинках» - Игра «Знаю все профессии» из серии «Забавы в картинках» - Игра « Истории в картинках » часть 1 из серии «Забавы в картинках» - Игра « Истории в картинках » часть 2 из серии «Забавы в картинках» - Игра «Что быстрее, кто сильнее?» из серии «Забавы в картинках» - Игра «Что перепутал художник?» из серии «Забавы в картинках» - Игра «Развиваем память» из серии «Забавы в картинках» - Демонстрационный материал «Весна – лето» - Развивающая игра «Логопедичский тренажёр» - Развивающая игра – «Умные шнурочки» - Развивающая игра-шнурочки «Осьминожки» - Кубики «Сложи рисунок» из 4-х штук - Кубики «Сложи рисунок» из 9 –ти штук - Демонстрационные картинки по темам: «Овощи», «Осень», «Лето», «Дикие животные» - Кубики с буквами - Картотека предметных картинок –Животные, Профессии, Транспорт |
-Электорнная логопедическая игра «Играем и учимся»; - Электронное пособие «Учимся говорить правильно»; - Мультимедийная программа «Домашний логопед»; - Тренажер электронный «Учимся читать слоги» (Панова Н.Е.); - Логопедический тренажер «Научи смешариков различать звуки» (Азарина Е.Л.) - Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР, Теремкова Н.Э. |
- Лопухина И.С. Логопедия.550 занимательных упражнений для развития речи. «Аквариум», Москва, 1995. - Максаков А.Н. Правильно ли говорит ваш ребенок. Москва «Просвещение», 1988. - Смирнова А.Н., Логопедия, играем со звуками. Москва, «Мозаика- синтез», 2004. - Крупенчук О.И. Пальчиковые игры для детей 4-7 лет.СПб.Литера. 2008. - Норкина Ю.Б., Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми. Выпуск 3. Звук Р., Москва ВЛАДОС. - Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми. Выпуск 4. Звук РЬ.Москва. ВЛАДОС. -Норкина Ю.Б., Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми. Выпуск 7. Звуки ш-ж..Москва. ВЛАДОС. - Анищенкова Е. С. Речевая гимнастика для развития речи дошкольников. Астрель.Москва.2006. - Новоторцева Н.В. Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки Ш, Ж, Л, Р.Академияразвития. Ярославль. - Логопедические игры,Баскакина И.В. - -Свистелочка, -Приключение Л, Жужжалочка и шипелочка, День рождение Р. -Яучусь выговаривать звуки С, Р-загадки, скороговорки, считалки. -Уроки логопеда. Косинова Е. |
Перечень средств обучения и воспитания детей с ОВЗ и инвалидов педагога-психолога
В кабинете педагога-психолога МАДОУ № 44 «Дюймовочка» имеются определённые средства для развития, обучения и воспитания детей с ОВЗ и детей-инвалидов.
Их назначение:
- развитие мыслительных операций детей с ОВЗ и детей-инвалидов;
- развитие внимания детей с ОВЗ и детей-инвалидов;
- развитие памяти детей с ОВЗ и детей-инвалидов;
- развитие сенсорного восприятия детей с ОВЗ и детей-инвалидов;
- развитие речи детей с ОВЗ и детей-инвалидов;
- развитие моторных навыков;
- способствование правильному формированию опорно-двигательного аппарата детей с ОВЗ и детей-инвалидов;
- становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере детей с ОВЗ и детей-инвалидов;
- нормализация эмоционального состояния детей с ОВЗ и детей-инвалидов.
Средства обучения и воспитания для детей
с нарушением ОДА и нарушением моторных функций:
- Шнуровки разного вида (объёмные и плоскостные).
- Пирамидки (обычные, с разным количеством колец и логические).
- Игрушки-застёжки и игрушки-моталки.
- Игрушки для развития тактильного восприятия, узнавания и запоминания тактильных стимулов (мешочки, объёмные и плоскостные игрушки, конструкторы разной текстуры).
- Конструкторы разного размера.
- Сенсорная дорожка.
- Мячи разного размера и текстуры (резиновые, пластмассовые, вязаные).
- Мелкие предметы (пробки, камушки, бусины, шнурки, счетные палочки и пр.)
- Предметы для релаксации, массажа (массажные мячи, массажер для головы, подушки, мягкие игрушки, аудиозаписи для релаксации).
Средства обучения и воспитания
для развития речи и коммуникационных навыков детей с ТНР:
- Книги для детей с различными сюжетами и картинками.
- Куклы для проигрывание ситуаций общения,
- Куклы-перчатки на руку.
- Серии сюжетных картинок для составления рассказов.
- Пазлы из различных материалов, изображающие различные родовые группы – животные, растения, игрушки, транспорт и тд.
Средства обучения и воспитания
для детей с нарушением слуха:
- Игрушки для развития слухового восприятия (игрушки-пищалки, бубны, клавесы, колокольчики, маракасы, кастаньеты, металлофоны, дудки, шумовые баночки, аудиозаписи различных звуков – бытовых, звуков природы, животных).
- Аудиотека композиций для музыкально-ритмических занятий.
Средства обучения и воспитания
для детей с ЗПР и интеллектуальными нарушениями.
- Предметы и материалы для формирования представлений об окружающем мире (дидактические игры «Времена года», «Кто где живёт», «Чей малыш», «Профессии», «На земле и под водой», деревянное лото «Кухня», посудка, игрушки животных и пр.)
- Игрушки для развития восприятия цвета, размера и формы, (цветные столбики, мозаика, шарики, кубики, вкладыши, геометрические формы и пр.)
- Дидактические игры на освоение цвета, формы, размера («Разноцветные гномы», лото «Цветные фигурки», «Чем мы похожи» и др.)
- Игры и игрушки для развития целостного восприятия (мозаика, пазлы, разрезные картинки, кубики из 4, 6, 9, 12 частей, квадраты Никитина, кубики «Сложи узор», дидактическая игра «Часть и целое», «Контуры» и др.)
- Дидактические игры на развитие памяти (мемо-картинки различной сложности).
- Дидактические игры на развитие внимания (парные картинки различной тематики, лото разной тематики, игры «Зоркий глаз», «Найди отличия», «Чем мы похожи» и др.).
- Игры и игрушки для развития мыслительных операций (лото «Ассоциации», дидактические игры «Ребусы», «Короткие истории», «Четвертый лишний» и др.)
- Игрушки и материалы для ознакомления с различными эмоциями людей (карточки с изображением различных эмоциональных состояний людей, магниты-смайлики с эмоциями, зеркало, дидактическая игра «Наши эмоции и чувства»).
Оргтехника, технические средства, используемые для детей с ОВЗ и детей-инвалидов с различными нарушениями:
- Ноутбук.
- Система организации беспроводной сети и подключения к интернету.
- Флеш-накопитель.
Литература:
- Петляков Э.Н., Подгорая С.Н. Развиваем память и внимание. М.: ИКЦ «Март», 2005 – 160 с.
- Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программа эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: практическое пособие. – М.: «Генезис», 2007 – 208 с.
- Ильина М.В., Чувствуем –познаём – размышляем. Комплексные занятия для развития восприятия и эмоционально-волевой сферы у детей 3-4 лет. – М.: АРКТИ, 204 – 236 с.
- Дубинина Л.А. Коммуникативная компетентность дошкольников: сборник игр и упражнений. – М.: Книголюб, 2006, - 64 с.
- Соколова Ю. Тесты на интеллектуальное развитие ребенка трёх лет. – М.: Эксмо, 206 – 64 с.
- Соколова Ю. Тесты на интеллектуальное развитие ребенка четырёх лет. – М.: Эксмо, 206 – 64 с.
- Соколова Ю. Тесты на интеллектуальное развитие ребенка пяти-шести лет. – М.: Эксмо, 206 – 64 с.
- Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду: Методичесие материалы в помощь психологам и педагогам. – М.: ТЦ Сфера, 2005, - 88с.
Библиотека
В Детском саду имеется библиотека:
-методическая литература по всем направлениями образовательного процесса: физическое развитие, речевое и познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие дошкольников.
-отраслевые периодические издания газеты, журналы: «Дошкольное воспитание», «Справочник старшего воспитателя», «Музыкальный руководитель», «Справочник руководителя ДОУ», «Ребёнок в детском саду» и др.
-детская художественная литература по возрасту.
Библиотечный фонд и информационная база востребованы в детском саду педагогами, родителями. В группах старшего дошкольного возраста оформлена сюжетно-ролевая игра «Библиотека», в которой дети используют детскую художественную литературу.
Библиотечно– информационный фонд в детском саду пополняется в соответствии с финансовыми возможностями, в том числе, приспособлен для использования инвалидами и лицами с ОВЗ.
Спортивные объекты
Объекты спорта, находящиеся в ДОУ.
- Физкультурный зал с общей площадью – 83,7
Оборудование физкультурного зала составляют:
- гимнастическая стенка;
- гимнастическая доска;
- гимнастические скамейки-4 штуки;
- стойки и планки для прыжков;
- пособия для выполнения физических упражнений (мячи, мешочки с песком, обручи, ленточки, палки гимнастические, кубики, погремушки, шнуры и др.);
- спортивные тренажеры;
- щит баскетбольный-3 шт.
- мячи -фитболы;
- гимнастические мячи;
- обручи;
- дуги для подлезания;
- батут;
- степ-платформы;
- мягкие модули;
- переносное оборудование (горка-скат, лестницы);
- дополнительные физкультурные пособия в виде зрительных ориентиров (плоскостные дорожки, геометрические фигуры и т.д.).
- Спортивная площадка
- спортивный комплекс;
- беговая дорожка;
- нетрадиционное выносное оборудование (мешочки, бутылки с песком, гири, метелочки, веревочки).
- 8 прогулочных площадок, соответствующих возрастным особенностям детей, оборудованных металлическими и деревянными игровыми конструкциями для проведения НОД по физкультуре.
Все объекты и оборудование приспособлены для использования инвалидами и лицами с ОВЗ.
Средства обучения и воспитания
В МАДОУ № 44 "Дюймовочка имеются оснащенные современными средствами кабинеты специалистов: кабинет педагога-психолога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога.
Средства обучения — это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.
Имеющиеся в ДОУ средства обучения:
- печатные (учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, раздаточный материал и т.д.);
- электронные образовательные ресурсы (часто называемые образовательные мультимедиа мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы и т.п.);
- аудиовизуальные (слайды);
- наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски);
- демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели демонстрационные);
- спортивные снаряды, мячи и т.п.
Идеальные средства обучения – это те усвоенные ранее знания и умения, которые используют педагоги и дети для усвоения новых знаний.
Наиболее эффективное воздействие на обучающихся оказывают современные аудиовизуальные и мультимедийные средства обучения (электронные образовательные ресурсы). Аудиовизуальные средства, а также средства мультимедиа являются наиболее эффективным средством обучения и воспитания.
Средства обучения и воспитания, используемые в детском саду для обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии с ФГОС к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования как совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях.
Комплексное оснащение воспитательно-образовательного процесса обеспечивает возможность организации как совместной деятельности взрослого и воспитанников, так и самостоятельной деятельности детей не только в рамках НОД по освоению Программы, но и при проведении режимных моментов.
Развивающая предметно-пространственная среда групп содержательно-насыщена, трансформируемая, полифункциональна, доступна и безопасна, отвечает санитарно-гигиеническим нормам, возрастным особенностям и потребностям детей. Обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения. Пространство групп организовано в виде хорошо разграниченных зон («центры», «уголки»), оснащенные большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Все предметы доступны детям. Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей. Оснащение центров меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса. В групповой комнате созданы условия для самостоятельной двигательной активности детей.
Все средства обучения и воспитания доступны для использования инвалидами и детьми с ОВЗ.
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
В МАДОУ создаются условия доступности для всех категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья:
- В 2017г получены субсидии по созданию в ДОУ условий для получения детьми-инвалидами качественного дошкольного образования (краевая программа «Развитие образования» Постановление Правительства Красноярского края
- № 190-п от 05.04.2017г)
- Организована зона целевого приема всех категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья.
- Разработан паспорт доступности учреждения с учетом всех категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья.
- Обустроены пандусы для обеспечения беспрепятственного доступа в учреждение лиц с нарушением опорно–двигательного аппарата.
- В групповых помещениях обеспечен свободный доступ к играм и игрушкам.
- Учреждение укомплектовано квалифицированными кадрами, осуществляющими коррекционно- развивающую деятельность: 2 учителя- логопеда, 2 педагога-психолога, учитель-дефекотолог, медицинская сестра, педиатр.
- При организации образовательной, игровой деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья имеется коррекционное оборудование: сенсорная комната, релаксационное оборудование, тактильные ящики, тактильно-обучающиеся панели, тактильные дорожки, настенные модули, кистевые настольные тренажеры и др.
- Разработаны и реализуются адаптированные образовательные программы.
- Коррекционно–развивающая работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья проводится на основе специальных методических разработок и дидактических пособий: С.Г. Шевченко «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» А.С. Галанов «Игры, которые лечат», О.В. Козырева «Развивающие игры для дошкольников», М.А. Рунова «Занятия с использованием детских тренажеров», Е.Н. Котышева «Музыкальная коррекция детей с ОВЗ»
- В ДОО специалистами службы ПМПк обеспечено психолого–педагогическое сопровождение воспитанников всех категорий.
В МАДОУ создана безбарьерная среда для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
Специальные условия питания
Организация питания в МАДОУ возлагается на дошкольное образовательное учреждение. ДОУ обеспечивает гарантированное сбалансированное питание детей в соответствии с их возрастом и временем пребывания в Учреждении по нормам, установленным законодательством.
Устанавливается 4-х-разовое питание детей. Питание детей в Учреждении осуществляется в соответствии с примерным перспективным 15дневным меню, рекомендованным управлением Роспотребнадзора. Меню составляется медицинской сестрой, согласовывается с поваром и кладовщиком.
В ДОУ используется примерное 15-ти дневное меню, рассчитанное на 3 недели, с учетом рекомендуемых среднесуточных норм питания для двух возрастных категорий с 2 до 7 лет. На основании примерного 15-ти дневного меню ежедневно составляется меню – требование установленного образца, с указанием выхода блюд для детей дошкольного возраста.
Проводится круглогодичная искусственная С-витаминизация готовых блюд (2-7 лет - 50мг на порцию).
Расчеты и оценку использованного на одного ребенка среднесуточного набора продуктов питания проводятся 1 раз в 15 дней. По результатам оценки, при необходимости, проводится коррекцию питания в следующей 15-ти дневке.
Ежедневно старшей медицинской сестрой отбирается суточная проба готовой продукции в объёме: порционные блюда - в полном объёме, остальные - не менее чем 100 гр., которая хранится 48 часов.
Продукты завозятся в ДОУ в соответствии с заключенными договорами и принимаются при наличии сертификата качества и накладной.
Рациональное питание - залог здоровья
Рациональное питание детей дошкольного возраста - необходимое условие их гармоничного роста, физического и нервно-психического развития, устойчивости к действию инфекций и других неблагоприятных факторов внешней среды. Дети находятся в дошкольном учреждении 12 часов и их питание, в основном, обеспечивается именно в детском саду. Поэтому от того, насколько правильно организовано питание в ДОУ, во многом зависит здоровье и развитие дошкольников.
Основным принципом правильного питания дошкольников должно служить максимальное разнообразие пищевых рационов. Только при включении в повседневные рационы всех основных групп продуктов - мяса, рыбы, молока и молочных продуктов, яиц, пищевых жиров, овощей и фруктов, сахара и кондитерских изделий, хлеба, круп и др. можно обеспечить малышей всеми необходимыми им пищевыми веществами. И, наоборот, исключение из рациона тех или иных продуктов, равно как и избыточное потребление каких-либо из них, неизбежно приводит к нарушениям в состоянии здоровья детей.
Мясо, рыба, яйца, молоко, кефир, творог, сыр являются источником высококачественных животных белков, способствующих повышению устойчивости детей к действию инфекций и других неблагоприятных внешних факторов. Поэтому их следует постоянно включать в рацион питания дошкольников.
Правильное рациональное питание - важный и постоянно действующий фактор, обеспечивающий процессы роста, развития организма, условие сохранения здоровья в любом возрасте.
Факторы, определяющие соответствие питания принципам здорового образа жизни и гигиены питания в организованной форме, следующие:
- состав продуктов питания,
- их качество и количество,
- режим и организация.
В организации питания ребенка дошкольного возраста имеет большое значение соблюдение режима, что обеспечивает лучшее сохранение аппетита, поэтому промежутки между отдельными приемами пищи составляют 3,5-4 часа, а объем ее строго соответствует возрасту детей.
Питание в дошкольной организации осуществляется для всех категорий детей одинаковое, специальных условий питания для инвалидов и детей с ограниченными возможностями - нет.
Специальные условия охраны здоровья
Вся работа детского сада строится на принципах охраны жизни и здоровья детей, инвалидов и лиц с ограниченными возможностями в соответствии с новыми санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами для ДОУ:
1) проводится ежедневный утренний приём детей воспитателями, которые опрашивают родителей о состоянии здоровья и проводят термометрию (измерение температуры) в присутствии родителей. Настоящие правила, и нормативы направлены на охрану здоровья детей при осуществлении деятельности по их воспитанию, обучению, развитию и оздоровлению в дошкольных организациях.
2) Один раз в неделю медицинские работники проводят осмотр детей на педикулез. Результаты осмотра заносят в специальный журнал. В случае обнаружения детей, пораженных педикулезом, их отправляют на консультацию к специалистам (для санации).
Медицинский персонал наряду с администрацией ДОУ несёт ответственность за здоровье и физическое развитие детей, детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в проведении профилактических мероприятий, соблюдении санитарно-гигиенических норм, режима дня, включения динамических пауз в занятиях, подборе материалов, дидактических игр, рабочего места, его освещенности. ДОУ предоставляет помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников, осуществляет контроль их деятельности.
Физкультурно – оздоровительная работа в ДОУ.
Большое внимание в детском саду уделяется созданию условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Деятельность по сохранению и укреплению здоровья воспитанников осуществляется с учётом индивидуальных особенностей детей; путём оптимизации режима дня (все виды режима разработаны на основе требований СанПиН); осуществления профилактических мероприятий; контроля за физическим и психическим состоянием детей; проведений закаливающих процедур; обеспечения условий для успешной адаптации ребёнка к детскому саду; формирования у детей и родителей мотивации к здоровому образу жизни. В течение года варьируется физическая нагрузка в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка. Особое место уделяется повышению двигательной активности каждого ребенка в течение всего дня.
Детям предоставляются оптимальные условия для увеличения двигательной активности в режиме дня: физкультуры (на улице), в свободном доступе для детей находятся физкультурные уголки, гимнастическое оборудование, организуются в большом количестве подвижные игры, физкультминутки. Широко используются корригирующие гимнастические, спортивные игры и соревнования, общие сезонные и народные праздники. Сотрудничество инструктора по физической культуре, воспитателей и медицинского персонала позволяет добиваться хороших результатов по оздоровлению и укреплению здоровья воспитанников, о чем свидетельствует устойчивое снижение уровня заболеваемости детей и повышение двигательной активности. Дошкольный возраст является наиболее важным для формирования двигательных навыков и физических качеств, так как в этот период наиболее интенсивно развиваются различные органы и системы. В этом возрасте интенсивно созревает мозжечок, под корковые образования, кора, улучшается способность к анализу движений сверстников.
Новые подходы к содержанию физкультурных занятий способствует повышению уровня здоровья современных дошкольников. Поэтому педагоги применяют в своей работе новые подходы к организации занятий физическими упражнениями.
В зданиях учреждения имеется медицинский блок, который находится на первом этаже здания (кабинет врача, процедурный кабинет, изолятор). Кабинеты полностью оснащены медицинским оборудованием и инструментом. Медицинское обслуживание воспитанников организовано МБУЗ "Канская ГДБ" (договор № 10 от 15.03.2018г).
Расписание работы медицинского кабинета МАДОУ № 44:
Ежедневно -8.00-18.00
Выходные - суббота, воскресенье
К охране здоровья воспитанников также относятся следующие мероприятия:
- оказание первой медико-санитарной помощи;
- определена оптимальная учебная нагрузка, режим учебных занятий и продолжительность каникул в соответствии с требованиями СанПиН;
- ведется пропаганда здорового образа жизни;
- созданы условия для занятий физкультурой и двигательной активности с целью профилактики заболеваний и оздоровления воспитанников;
- созданы условия по обеспечению безопасности воспитанников во время пребывания в дошкольном учреждении;
- ведется профилактическая работа по предупреждению несчастных случаев с воспитанниками во время пребывания в дошкольном учреждении;
- все кабинеты оборудованы необходимой мебелью и инвентарем для организации безопасного процесса обучения;
- в дошкольном учреждении осуществляется контроль доступа в учреждение, имеется тревожная кнопка.
В соответствии с санитарными правилами СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» в случае регистрации заболеваемости коронавирусной инфекцией в МАДОУ проводятся следующие противоэпидемические мероприятия:
– выявление лиц, контактировавших с больными COVID-19;
– соблюдение всеми физическими лицами правил личной гигиены (мытье рук, использование антисептиков, медицинских масок, перчаток, термометрия на входе), соблюдение социальной дистанции от 1,5 до 2 метров;
– организация дезинфекционного режима, в том числе дезинфекция оборудования и инвентаря, обеззараживание воздуха. Для обработки используют средства из группы хлорактивных и кислородактивных соединений. При обработке поверхностей в помещениях применяют способ орошения или аэрозольный метод. Воздух обрабатывается с использованием технологий и оборудования на основе использования ультрафиолетового излучения (рециркуляторов).
– организация выявления лиц с признаками инфекционных заболеваний при приходе на работу.
Доступ к информационным системам
Доступ к профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам, а также иным информационным ресурсам обеспечивается административным, педагогическим составом и специалистами.
Самостоятельный доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья – обучающиеся не имеют, специально оборудованного компьютерного класса в дошкольной организации - нет.
Одним из важных направлений в деятельности МАДОУ является информатизация образовательного процесса, которая рассматривается как процесс, направленный на повышение эффективности и качества образовательного процесса, и администрирования посредством применения ИКТ (информационно-коммуникативных технологий).
В свободное от деятельности с детьми время каждый педагог в сети Интернет может воспользоваться техническими и сетевыми ресурсами для выполнения воспитательно-образовательных задач.
Рассматривая процессы повышения эффективности образовательного и управленческого процессов через призму информатизации, мы считаем, что компьютер может и должен стать тем инструментом, который позволяет:
- повысить эффективность образовательного процесса, так как: включение в образовательную деятельность мультимедиа-материалов (видео, звука, иллюстрационного материала) повышает ее наглядность;
- использование цифровых образовательных ресурсов предметной направленности позволяет организовать изучение материала каждым воспитанником индивидуально, в наиболее предпочтительном для него темпе;
- сетевые возможности компьютера позволяют выйти в поисках необходимой информации за рамки группового помещения, того объема информации, которая предоставляется воспитателем или родителями.
Дошкольная организация имеет в своем распоряжении 4 компьютера, ноутбуков -18 шт, МФУ-9 шт, проекторов-3шт, интерактивная доску-1 шт., медиатеку и средства сетевого взаимодействия, поддерживающие оперативный обмен информацией. Активно используется электронная почта для электронного документооборота, сбора и обмена управленческой, статистической информации, сеть Wi-Fi, инстаграмм .
В МАДОУ создан, постоянно пополняющийся и обновляющийся сайт, на котором установлена версия для слабовидящих.
На сайте располагается информация о деятельности учреждения, её основных направлениях.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ воспитанников.
Свободный доступ воспитанников к электронным образовательным ресурсам не предусматривается. Инвалиды и лица с ОВЗ небольшой и средней тяжести могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях. Приспособленных электронных образовательных ресурсов для использования инвалидами и лицами с ОВЗ в ДОУ - не имеется.
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ОВЗ.
Специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ОВЗ отсутствуют.
Электронные образовательные ресурсы
Дети с ОВЗ небольшой и средней тяжести могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях. Приспособленные электронные образовательные ресурсы для использования детьми с ОВЗ в ДОУ отсутствуют
Электронные образовательные ресурсы, используемые педагогами при организации образовательного процесса:
Созданные самостоятельно: презентации, развивающие игры для интерактивной доски SMART BOARD, видеофильмы, слайды и т.д
Ресурсы доступны для инвалидов и детей с ОВЗ .
Специальные технические средства обучения
В ДОУ создаются условия доступности для всех категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов:
- В групповых помещениях обеспечен свободный доступ к играм и игрушкам.
- Для организации занятий с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья имеются: оборудованный логопедический кабинет, кабинеты педагога-психолога, учителя-дефектолога, сенсорная комната, музыкально- физкультурный зал.
- Коррекционно–развивающая работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья проводится на основе адаптированной основной образовательной программы для детей с ТНР, ЗПР, ЛУО, НОДА.
- Воспитанники с ОВЗ пользуются следующими техническими средствами коллективного и индивидуального пользования: музыкальный центр, интерактивная доска, телевизор, мультимедийный проектор, ноутбук, микрофон, фотоаппарат.
Наличие современного информационно-технического оборудования
№ |
Наименование |
количество |
1. |
Магнитофон |
4 |
2. |
Музыкальный центр |
2 |
3. |
Компьютер |
4 |
4. |
Принтер |
8 |
5. |
Ламинатор |
1 |
6. |
Брошюратор |
2 |
7. |
Ноутбук |
18 |
8. |
Телевизор |
3 |
9. |
Интерактивная доска |
1 |
10. |
Проектор |
3 |
Условия для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат
Общежитие и интернат на балансе ДОУ № 44 «Дюймовочка» отсутствуют